На всенощной после чтения Евангелия совершается Елеопомазание, а не Миропомазание. Миропомазание – это Таинство, совершаемое после Таинства Крещения, которое в наше время, как правило, совершается одновременно с крещением. Так же Святое Миро используется при освящении храма и Антиминсов, которое совершает архиерей. В старое время до революции при короновании, восхождении российских императоров на престол также совершалось миропомазание, потому и монархов называли «Помазанник Божий».
Святой елей, используемый при Елеопомазании, освящается на литии. Лития совершается в конце вечерней накануне храмовых, двунадесятых и великих праздников. Согласно Толковому типикону профессора киевской духовной академии Михаила Скабаллановича на литии освящается хлеб, пшеница, вино и елей, что является отголоском древних Агап (Агапа – вечеря любви, совершаемая в первые века христианства). Продукты, освящаемые в конце вечерней, употреблялись в пищу во время Агап. В наши дни освященным елеем помазывают присутствующих в храме, при этом хлеб и вино, освященные на литии, раздают верующим после помазания. Пшеница используется для колива или добавляется в семена будущего урожая.
Елеопомазание также совершают на Богослужениях после чтения акафиста. В таких случаях елей берется от лампад, горящих у Святых мощей, Чудотворных или чтимых икон.
Это священнодействие не является Таинством, а благочестивой традицией, символизирующей Божественную благодать и милость. Слово «елей» в переводе с греческого означает «милость». На Богослужении мы часто слышим пение «Кирие элеисон!» — «Господи помилуй!».