Новая эра человечества

Накануне одного из главных христианских праздников самое время поговорить со священником о значении и роли православия. Собеседник «АВ» – епископ Актюбинский и Кызылординский Игнатий (Сидоренко).

— Рождество возглавляет список двунадесятых праздников. Порядок таков: Рождество Христово (7 января), Богоявление (Крещение Господне, 19 января), Сретение (15 февраля), Благовещение (7 апреля), Вербное воскресенье, Вознесение, Троица, Преображение Господне (Яблочный Спас, 19 августа), Успение Пресвятой Богородицы (28 августа), Воздвижение Креста Господня (27 сентября), Рождество Богородицы (21 сентября), Введение во храм Богоматери (4 декабря). Праздники с неуказанными датами относятся к разряду подвижных и зависят от даты Пасхи – главного праздника христиан, который к числу двунадесятых не относится, — рассказывает владыка Игнатий. — Сейчас продолжается рождественский пост, и нужно помнить, что Православная церковь – единый духовный организм, где верующие собраны Духом Иисуса Христа. Христос постился Сам и оставил нам этот пример. Он постился перед важными для Него событиями. Так и мы постимся перед великими праздниками, чтобы в полной мере вкусить предстоящую радость. Пост держит внимание человека в определенном мотивационном направлении. Рождественский пост готовит верующего к осознанию масштаба пришествия Творца мира внутрь него, чтобы спасти людей. Рождественский пост не так строг, как Великий перед Пасхой, разве что в сочельник ничего не принимают до первой звезды (ведшей восточных мудрецов к пещере, где родился Христос). Это нужно для особого настроя на светлую радость.
— Можно ли, не постясь, встретить Рождество достойно?
— Называться православным и быть православным – не одно и то же. Многие крещенные не живут по вере, а вера без дел мертва и ко спасению души не ведет. Для тех, кто не держит пост, Богом является чрево. Только постящийся может в полной мере воспринять радость Рождества. Но стоит отметить, что человеколюбивый Господь не разделяет постящихся и непостящихся и равно изливает божественную любовь на всех без исключения.
— Как воспитать в себе воцерковленного верующего?
— Для начала необходимо осознать, что Бог для нас в высшей степени Тот, Кого мы должны слушаться. Потому что Он нас сотворил и знает, что нам нужно делать, чтобы войти в число избранных для жизни вечной в новой Вселенной. Чтобы скатиться в преисподнюю, ничего не надо делать. Мы здесь живем, переживая и радости, и скорби, для того чтобы познать, что радость приятнее скорби, что благословение лучше проклятия. Выбор за нами. Первое, на что следует обратить внимание тем, кто уверовал в Бога, что у Него есть желание проверить нас, насколько мы готовы отдавать Ему малую часть того, что Он дает нам! Подобно тому, как мы проверяем наших младенцев, говоря «Дай откусить», Господь говорит: «Посвяти Мне каждый седьмой день твоей жизни». Самый доступный ресурс нашей жизни – время. В неделе 178 часов. В воскресенье служба идет полтора-два часа. Всего два часа в неделю, восемь часов в месяц и т.д. Это очень малая часть, которую нам стоило бы с радостью отдавать Тому, Кто любит нас, Кто ненавязчив, не стоит над душой, Кто тихо зовет и ни к чему не принуждает. Если не посещать богослужение каждое воскресенье, никакого воцерковления не произойдет, ты не станешь частью Церкви, в которой Создатель собрал верующих в Него, не приобщишься Духу Христа, без Которого не спастись. Не сможешь войти в жизнь радости и света будущего века, упустишь возможность быть с Богом в Его новом вечном мире. Зато без особых усилий станешь вечным жителем ада вместе с отверженными духами злобы.
— Где можно получить азы православия?
— В Актобе при Свято-Владимирском храме работает центральная воскресная школа благочиния. Чтобы записаться, необходимо прийти на воскресную службу и встретиться с директором школы.
— Рождественским сочельником открываются святки. Как их нужно проводить? Чего нельзя делать в святки?
— Святки – время прославления Родившегося Господа Иисуса Христа. Нужно ходить друг к другу в гости, петь песни, радоваться совместной трапезе. Нельзя предаваться грехам пьянства и блуда.
— Многие прихожане спешат причаститься у более высокого сановника, службы посещают только в двунадесятые праздники – правильно ли это? И что такое таинство причастия?
— Чтобы ощутить небесную радость, необходимо приобщиться жизни Бога. Мы страдаем от того, что не можем настроиться на блаженство, в котором пребывает Создатель. Особенно страдают люди с нераскаянными грехами, отягощающими совесть и омрачающими душу. В поисках покоя человек ищет его в суррогатах – пьянстве, блуде, наркомании – и не сразу понимает, что усугубляет ситуацию. Жизнь сама по себе радостна при условии чистоты совести. Чистота совести достигается покаянием в грехах. Исповедь мы совершаем в присутствии священника, от Бога имеющего власть разрешения грехов. Когда совесть очищена, возможно блаженство, в котором пребывает Создатель. Вкусив однажды, как хорошо Ему и как хорошо в Нем, верующий стремится к этому состоянию – единению с Богом через причастие. Священники служат людям саном, данным Господом, и верующий должен знать, что мы служим людям, а не люди священнику. Священники бывают женатые (иереи, протоиереи) и монашествующие – иеромонахи, игумены, архимандриты, епископы, архиепископы, митрополиты, патриархи. Но причастие в руках любого священника — всегда божие. Те, кто причащается только в двунадесятые праздники, достойны похвалы. Это по сути причащающиеся каждый месяц, что уже хороший уровень воцерковления. Важность причастия заключена в словах Самого Христа, который сказал, что Он будет в причащающихся, а причастившийся будет иметь жизнь вечную.
— Каково ваше личное восприятие Рождества?
— Это однажды свершившийся факт вселенского масштаба. Бог стал Человеком, чтобы человека сделать Богом. Мы настолько увлеклись миром внешним, что перестали осознавать мир духовный. Создавший нас ради нас рождается в сотворенном Им мире, чтобы мы вернулись к Нему. А откровение жертвенной любви демонстрирует через распятие на кресте (людьми!), взяв на Себя грехи всего мира. Только любовь способна на уничижение до крестной жертвы, до сошествия в ад. Все это ради нашего спасения.
Представьте подростка, играющего в виртуальной реальности. Его уже не оторвать, он не замечает реальной жизни – отца, матери, родных, друзей. Отец покупает такой же компьютер с такой же игрой, регистрируется в ней, чтобы найти сына внутри игры и вернуть в реальность. Но там сначала надо привлечь к себе внимание, заслужить доверие. Отец начинает жертвовать собой в игре, привлекает внимание сына и только потом открывает себя. А когда увидел в сыне удивление и радость, сообщает, как сильно желание, чтобы отпрыск вернулся к реальной жизни. Подобное происходит с каждым: мы увлечены внешней жизнью, ослеплены ею, перестали видеть и слышать Бога. И Господь, сотворивший видимое и невидимое, снисходит в видимое, чтобы вернуть нас в духовную реальность для блаженства в жизни вечной.
— Рождество Христово открыло новую эру в развитии человечества. На ваш взгляд, какова роль православных в истории?
— Роль православных христиан во все времена оставалась одной – быть нравственной солью, светом истины для душ. Как бы пафосно ни звучало, но это та самая роль, которую нам определил Родившийся в нашем внешнем мире Христос. Мы должны жить так, чтобы прославлялись не мы, а Бог. То есть делать добрые дела во имя Того, Кто родился в нас и возродил нас для вечной жизни, дал нам на веки вечные великий праздник Своего Рождества.
Беседовала
Татьяна ВИНОГРАДОВА

Фото Куандыка ТУЛЕМИСОВА