Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа! Аминь.
Возлюбленные братья и сестры, Христос Воскресе!
Сегодня мы слышали евангельский рассказ об исцелении слепорожденного — повествование, полное глубочайшего смысла и являющее нам не только чудо, но и урок веры, духовного прозрения и стойкости в исповедании истины.
В самом начале повествования мы видим Спасителя, проходящего мимо человека, слепого от рождения. И тут же ученики Его, побуждаемые, вероятно, присущей человеческой природе склонностью к поиску виновных, задают вопрос: «Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?»
В этом вопросе звучит отголосок ветхозаветного представления о прямой связи между грехом и страданием. Однако Господь наш, Иисус Христос, отвечает: «не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии».
И в этих словах заключена великая правда! Не всегда страдание есть следствие конкретного греха. Зачастую оно дается нам для того, чтобы в нем проявилась слава Божия, чтобы через испытания укрепилась наша вера, чтобы мы научились уповать на Бога и видеть Его руку в своей жизни.
Господь объясняет, что Ему должно делать дела Пославшего Его, пока есть день, пока Он находится в этом мире. Он говорит: «Доколе Я в мире, Я свет миру». И, подтверждая Свои слова, Он совершает чудо исцеления. Он плюет на землю, делает брение из плюновения и помазывает брением глаза слепому. И повелевает ему пойти и умыться в купальне Силоам.
Казалось бы, странный способ исцеления! Но здесь важна не сама процедура, а послушание слепого. Он не задает вопросов, не сомневается, а безропотно исполняет повеление Спасителя. И это послушание становится ключом к его прозрению. Он идет, умывается и возвращается зрячим.
Далее разворачивается драматическая история. Соседи и видевшие прежде слепца, пораженные чудом, начинают спорить о том, кто он. Фарисеи, движимые завистью и желанием сохранить свою власть, не верят в происшедшее и начинают допрашивать исцеленного и его родителей.
Родители, движимые страхом перед иудеями, отказываются признавать Христа и перекладывают ответственность на сына. А сам исцеленный, простой и искренний человек, твердо свидетельствует об Иисусе: «Одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу».
Он не может объяснить, как это произошло, но он знает, что это сделал Иисус. И это знание становится для него достаточным основанием для веры. Он не боится противостоять фарисеям, не боится их угроз и оскорблений. Он смело говорит им правду, обличая их неверие и гордыню.
И за свою твердость в вере он изгоняется из синагоги. Но Господь наш Иисус Христос не оставляет его. Господь находит его и спрашивает: «Ты веруешь ли в Сына Божия?» И исцеленный, отвечая, спрашивает: «А кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него?»
И тогда Господь открывается ему: «И видел ты Его, и Он говорит с тобою». И в этот момент происходит окончательное прозрение – не только физическое, но и духовное. Исцеленный восклицает: «Верую, Господи!» и поклоняется Ему.
В этом евангельском повествовании мы видим несколько важных уроков. Во-первых, это урок о том, что страдание может быть попущено Богом для проявления Его славы. Во-вторых, это урок о силе послушания и веры. Слепой прозрел не только благодаря чуду, но и благодаря своему послушанию слову Христову. В-третьих, это урок о мужестве в исповедании истины. Исцеленный не побоялся противостоять фарисеям и открыто свидетельствовать о Христе.
И наконец, самое главное: это урок о духовном прозрении. Физическое исцеление слепого – это лишь символ духовного исцеления. Ведь многие люди, видящие глазами, остаются слепыми духовно, не способными увидеть истину и принять Христа.
Поэтому будем молиться, братья и сестры, чтобы Господь отверз и наши духовные очи, чтобы мы смогли увидеть Его свет, чтобы мы смогли познать Его любовь, чтобы мы смогли смело исповедовать Его имя пред людьми.
Будем же подражать вере исцеленного слепца, будем тверды в исповедании истины, будем послушны Слову Божьему, и да сподобит нас Господь войти в Царствие Небесное!
Аминь.