В религии Ветхого Завета – Иудаизма суббота является днем покоя, седьмым днем недели, в который Бог Творец «почил в день седьмый от всех дел своих».(Быт, 2,2).
Почитания седьмого дня как дня покоя было Богом утверждено в первом синайском законодательстве в десяти заповедях, четвертая из которых повелевает «Помни день субботний, чтобы святить его, шесть дней работай и делай всякия дела свои, а день седьмой – суббота – Господу Богу твоему» (Исх. 20, 8-10)
Во время Своей земной жизни Господь наш Иисус Христос часто обличал книжников и фарисеев в их формальном, доходящем до абсурда, отношении к субботе, в котором они не замечали судьбу живого человека, теряли здравый смысл. По этому, Иисус Христос и сказал «Не человек для субботы, а суббота для человека». Последователи Иисуса Христа – святые апостолы, первые христиане наряду с субботой начали почитать также и первый день недели – воскресение — день, в который Иисус Христос воскрес из мертвых, день в который Дух Святой сошел на апостолов. И этот воскресный день – день пятидесятницы фактически стал Днем рождения христианской Церкви. На страницах книги Деяния св. апостолов мы читаем, что первые христиане по воскресным дням собирались вместе для молитвы, для преломления хлеба – совершения Евхаристии. В настоящее время в традиции православного Богослужения суббота, как и воскресение, являются особыми днями.
Так, в эти дни, как правило, во всех храмах совершается богослужение, не положен пост, а если это время многодневного поста, то пост послабляется.
В литургическом седмичном круге седмица (неделя) начинается в воскресение, в день, когда Господь воскрес из мертвых, победил смерть, разрушил ад, положил начало нашему спасению. Каждое воскресение называется также «малая Пасха». Суббота является последним днем недели, завершающим седмичный богослужебный круг, символизирующим день вечного покоя, т. е. Вечность, Царство Небесное.