Традиции подготовки к Причастию во время сплошных седмиц — на Светлой Седмице, на Святках, в другие установленные Церковью недели, когда отменяются посты по средам и пятницам, могут различаться в разных епархиях и даже в разных приходах. Однако по логике церковного устава, который предлагает нам время для покаяния и анализа наших личных грехов и время для радости об общем церковном торжестве, когда нам следует прекратить много думать о себе, вспомнить, что никогда не бываем полностью достойны Божественной милости, и просто с благодарностью Богу радоваться Его празднику.
Церковь, безусловно, предлагает каждую Божественную литургию как службу, на которой зовет своих чад к приобщению Святых Христовых Таин. Нет литургии, на которой нельзя было бы причащаться. Это внутренне противоречиво, это абсурдно, что может быть такого рода богослужение, которое, будучи литургией, при этом предполагает запрет на причащение. Другое дело, что в советское время, оправданно, сложилась практика, что священники многим не рекомендовали причащаться на святки и на Светлой неделе. Кому не рекомендовали? Тем людям, которые за церковную жизнь держались самым-самым краешком: приходили освятить куличи, могли прийти на ночное пасхальное или рождественское богослужение, и, видя, что другие идут, тоже шли причащаться. Такой стадный коллективизм был тогда для общества свойственен, и невольно привносился и в ограду Церкви. Конечно же, людям, ничего не понимающим, толком не готовившимся, может быть, в середине службы пришедшим вдруг идти причащаться было бы, скажем так, духовно неполезно.
Давайте подумаем, как же нам поступать теперь. Наверное, для человека, который говел Великим и рождественским постом, готовился, молился, причастился в канун или в самый праздник Рождества Христова или Пасхи Христовой, священник может дать благословение на то, чтобы этот человек, если душа его просит и в дни Святок, и в дни Светлой недели, почитав правило, помолившись, не устрояя для себя каких-то постов, которые возбранены Церковью в это время, но и не допуская, конечно, чрезмерностей в переедании и винопитии, причащался Святых Христовых Таин, и в этом смысле праздники были для него духовным торжеством, а не поводом к опивству и обжорству. И это дело доброе, издревле установленное в Церкви. Другое дело, что если человек пользуется какой-то странной логикой: вот, сейчас Святки, пост Церковью запрещен, литургия служится, я могу правило почитать, коротенько исповедоваться (какая уж там серьезная исповедь на Святках) благословение получить, и пойду-ка я без поста причащаться, какой я хитрый! Но можно ли с такой логикой идти к Чаше Тела и Крови Христовой? Имея это различение, сделайте выводы, применительно к ситуации тех людей, о которых Вы спрашивали.
В жизни человека должна быть иерархия ценностей. Важно воспринимать Святки не как повод для того, чтобы по полной есть, пить, гулять и веселиться, а время для того, чтобы, во-первых, радоваться о Христе Родившемся, посещать богослужения, во-вторых – делиться этой радостью с нашими близкими в дружеском и родственном общении, а в-третьих, если такая возможность предоставляется, и дать некоторый отдых нашему телесному составу. Хорошо также сотворить некие дела милосердия: посетить больных, помочь какому-нибудь бедному монастырю. Ведь Святки – это именно святые дни.